пятница, 02 сентября 2016
02.09.2016 в 14:08
Пишет
Св.:
еще раз о сексуальности
Опять поднимаю старый пост. Все время собираюсь переписать этот и такого плана посты в что-то новое и более подробное/цельное, но не складывается. Все сказанное по-прежнему актуально.
Написала длинную телегу для феминисток, по мотивам текущего холивара про асексуальность.
1. Природа сексуальности - биология, психология, социальное влияние - до сих пор толком не известна. Скорее всего, сексуальность является комплексным явлением, в котором сочетаются факторы биологические и социальные. Биологические аспекты сексуальности - возбуждение, стимуляция, оргазм и т.д. - в значительной степени (но не обязательно полностью) обуславливаются социальными факторами; например, в разных культурах возбуждающими оказываются разные объекты и практики, и даже распределение эрогенных зон может быть частично обусловлено социально.
читать дальше2. Нормативная сексуальность, то есть сексуальное поведение, которое считается приемлемым и поощряется, имеет довольно мало отношения к "естественному", хотя обычно подается как таковое. Например, современные представления о сексе как исключительно репродуктивном процессе (мужчина и женщина, пенис в вагине, семяизвержение внутрь, иначе секс ненастоящий и/или извращенный) сформировались в викторианскую эпоху, когда государства стали резко интересоваться вопросами популяции и развили демографическую политику. До этого под "любовными утехами" могло пониматься что угодно, от анального секса до легкого петтинга; но фокус на репродуктивной функции секса привел к вытеснению этих практик в область "баловства" или "извращений", что с некоторыми вариациями сохраняется до сих пор.
3. Идентичности, основанные на сексуальности, появляются тогда, когда их сексуальное поведение вытесняется из нормативной сексуальности и начинает преследоваться или как минимум оказывается в уязвимом положении, под постоянным давлением со стороны социума и его институтов. Это двухсторонний процесс: с одной стороны, доминирующее большинство и институты, которые формируют представления о норме, начинают их категоризировать и объявлять "ненормой", а с другой - они сами начинают себя соотносить с нормой и как-то позиционироваться относительно нее. Опять исторический пример: идентичность "гомосексуалиста" сформировалась в ту же викторианскую эпоху, когда медицина сфокусировала внимание на мужчинах, занимающихся сексом с другими мужчинами. До этого подобные отношения рассматривались как грех, который люди совершают, наравне с прелюбодеянием или воровством, но это не определяло его сущность. Викторианская медицина, закон и мораль совместными усилиями сформировали фигуру "гомосексуалиста" - его влечение к своему полу представлялось теперь отклонением от природы, которое определяло всю натуру гомосексуалиста, его характер, мышление, и т.д., и подлежало лечению. Соответственно, гомосексуалисты подлежали лечению и/или другим методам исправления; в лучшем случае им доставалась снисходительная жалость. (Одновременно с этим существовало еще две ненормативные фигуры: мастурбатор и истеричная женщина.
См. также модель коллективной идентичности в посте про асексуальность.
4. Гомосексуальность - это довольно яркий и четкий пример. Есть много вариаций сексуальности, положение которых не так очевидно; но люди, которым свойственна такая сексуальность, часто ощущают давление социума, потому что их сексуальность представляется большинству "ненормальной", "извращенной" и "подлежащей исправлению". В некоторых случаях на основе этих вариаций формируется идентичность; среди таких примеров садомазохизм, бисексуальность и недавно начавшая проявляться как идентичность асексуальность. В наши дни они не преследуются законом, но постоянно подвергаются сомнению и/или представляются как нездоровые, в разной степени в зависимости от ситуации и от общества.
5. Люди, которым свойственна ненормативная сексуальность, часто проходят через долгий период сомнений в себе, считают себя "ненормальными", даже если никто им лично этого не говорил - просто потому, что они сравнивают себя с нормативными образцами и обнаруживают сильные расхождения. Кроме того, в ряде ситуаций их "ненормативная" сексуальность становится поводом посчитать их "ненормальными", что может приводить к неприятным последствиям на социальном и институциональном уровне, во многом из-за стереотипных представлений. Это главная проблема существования нормативной сексуальности.
6. Возвращаясь к началу поста: очень часто, когда поднимаются проблемы ненормативной сексуальности, разговор уходит в сторону обсуждения ее "настоящести", причин ее существования и "естественности"/"нормальности". Это подход, который поддерживает и укрепляет неравенство, потому что устанавливает правила, по которым одни считаются имеющими право на полноценное существование в соответствии со своими предпочтениями и своими ценностями, а другие - нет: их предпочтения и ценности объявляются "ненастоящими", "неестественными" и "нездоровыми". Однако этот подход настолько распространен и настолько укоренился в общественном сознании и в доминантном мышлении, что любое меньшинство вынуждено действовать в его рамках, доказывая свою "нормальность" и "естественность" в его терминах.
7. Куда корректнее подход, который выражается в двух простых мыслях:
- если то, что человек предпочитает в постели, не причиняет ему дискомфорта, доставляет удовольствие и устраивает его самого и его партнеров, то не надо туда лезть, выяснять, что, почему и зачем, и рассказывать ему, нормально ли это или нет
- в то же время нужно бороться с нормативным подходом к сексуальности, когда есть правильные и неправильные сексуальные предпочтения, правильное и неправильное сексуальное поведение; этот нормативный подход - порождение партриархальной системы мышления, и является одной из опор партриархата.
Еще почитать:
Ольга Бурмакова, Квир-лего
Гейл Рубин, Размышления о сексе
URL записи
@темы:
феминизм,
социальное,
псих,
ликвидация безграмотности