our subject isn't cool, but he fakes it anyway
«Оскар» белого человека

Нынешняя церемония награждения премией «Оскар» нашумела задолго до того времени, когда обычно о ней начинают говорить, – в силу того, что ряд черных (и примкнувших к ним белых) актеров и актрис призвали бойкотировать ее, указывая, что в числе номинантов премии уже второй год подряд нет ни одного чернокожего артиста. Тема эта внезапно сделалась популярной и у нас в рамках нашего всероссийского спорта под названием «борьба с толерастией», так что теперь, когда страсти подулеглись, стоит ретроспективно обсудить звучавшую во всей этой полемике аргументацию.

Аргументация эта, как правило, распадается на три группы, хотя и связанные между собой, но в целом весьма различные. Первый список аргументов можно условно назвать непосредственно «аргументами против толерантности». Оперирующие ими люди утверждают, что социальные меньшинства (в данном случае черное меньшинство) желают получать бонусы и дивиденды не за счет таланта или упорного труда, а лишь с помощью удобной политической конъюнктуры. С этой точки зрения отсутствие в списке оскаровских номинантов черных людей говорит лишь о том, что черные люди и не заслужили номинаций, а, тем не менее, очень хотят: вот они и подняли шум, требуя «пропорционального представительства» (концепт, с ранних постсоветских времен у нас имеющий негативные коннотации) в том, в чем их вклад непропорционально мал.

Говорить так – значит, для начала, проявлять непохвальную наивность: голливудский кинематограф настолько большая индустрия (Терри Иглтон именует ее «голливудским ВПК»), что полагать, будто в нем что-то глобально решает чей-то личный талант, – значит, не понимать принципы действия крупных корпораций. В рамках профессиональных сообществ, вероятно, талант значит многое; но в рамках целой индустрии тренды и идеологию определяет что угодно, но только не художественный талант. Историй о том, как крупные таланты, не вписавшись в голливудские тренды, оказывались маргинализованы и выброшены на обочину, слишком много, чтобы этого не понимать, – достаточно сказать, что женщины после сорока там теряют работу регулярно, не теряя при этом, как нетрудно догадаться, ни крупицы таланта, – просто потому, что среднему зрителю голливудских фильмов приятнее смотреть «на молоденьких».
читать дальше

@темы: социальное, политичное, распространите среди жильцов нашего жэка