04:08

our subject isn't cool, but he fakes it anyway


О КНИГЕ ДМИТРИЯ ЖУКОВА “СТОЙ, КТО ВЕДЕТ? БИОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ЗВЕРЕЙ”

29 OCTOBER 2015
freeresearcher.net/?p=7384

Комментарий FR: EQUALITY выпустила очень большой и очень важный обзор, посвященный книге Дмитрия Жукова “Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей”. В отличие от какого-нибудь Олега Новоселова это вполне признанная научным сообществом книга – в частности, она получила престижную премию “Просветитель”, которую абы кому не дают. Но и тут, как выяснилось, не обошлось без нейросексизма, оправдания гендерной дискриминации научными (или не всегда научными, как мы сейчас увидим) данными.

Книга Дмитрия Жукова “Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей”[1] принесла автору премию “Просветитель” и считается примером очень качественной научно-популярной литературы. Она написана достаточно простым языком с заметной толикой юмора. Автор ссылается как на научные исследования, так и на многочисленные бытовые случаи, литературные произведения и даже анекдоты. Попробуем оценить, что же у него получилось в итоге.

ВЫБОРОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФАКТОВ ИЛИ ЧЕРРИ-ПИКИНГ
читать дальше

@темы: феминизм, антропология, социальное, yeah, science!, распространите среди жильцов нашего жэка, псих, ликвидация безграмотности

Комментарии
28.11.2015 в 22:18

our subject isn't cool, but he fakes it anyway
[то, что пришлось вырезать || раздел про мифологию и историю]

Цитата:

“Стоики, например, подчеркивали независимость духа от телесной оболочки. Выдающийся представитель этой философской школы, Марк Аврелий, пренебрегая элементарными правилами гигиены, переохладился в дакийских (румыния) болотах, простудился, заболел и умер во время похода. Внезапная смерть императора, не успевшего подготовить преемника, оборвала золотой век Римской империи, показав, что философы стоицизма ошибались, полагая, что психические функции доминируют над соматическими, т.е. что дух всегда управляет телом и не зависит от него. В действительности психические и соматические (телесные) функции организма теснейшим образом связаны и находятся в постоянном взаимодействии.” [Глава 1, Единстве психического и соматического]

К сожалению, автор не указал источник, из которого он почерпнул свои представления о стоиках вообще и Марке Аврелии в частности. Начнём с того, что ни один известный стоик, включая Марка Аврелия, не пренебрегал “элементарными правилами гигиены”. Римляне вообще отличались очень большим вниманием к гигиеническим процедурам. Стоицизм стоит на том, что надо стойко переносить посланные судьбой невзгоды. А не на том, что надо пренебрегать потребностями тела.
Что касается смерти Марка Аврелия, то здесь источники приводят несколько версий, но ни одна из них не имеет никакого отношения к дакийским болотам (Дакия – территория современной Румынии).

Так, Геродиан утверждает, что Марк умер от “тяжёлой болезни” в Паннонии (территория современной Венгрии)[20]. Юлий Капитолин уточняет, что Марк Аврелий умер от “моровой язвы” – так у античных авторов называется чума[21]. У обоих авторов описано течение болезни, которое также указывает на чуму.

Таким образом, Марк Аврелий действительно умер, но не в Румынии, а в Венгрии, и не от простуды, а от чумы.

Цитата:

“Например, греки и римляне не носили штанов. Это не всегда удобно, к примеру больным приходилось обматывать тканью голени и бедра. Но использовать такую практичную вещь, как штаны, они считали невозможным, поскольку для них это было признаком варварства.” [Глава 3, Социальные потребности]

На самом деле из античной истории нам известно совсем другое. И греки, и римляне очень охотно учились у других народов, заимствуя всё то, что они считали полезным. В этом – один из секретов успеха античной цивилизации. А штанов они не носили потому, что в их жарком климате не было такой необходимости. Но как только римская экспансия добралась до северных широт, римляне моментально облачились в штаны. В частности, на знаменитой колонне Траяна можно видеть легионеров и в коротких штанах, наподобие шортиков, и в скифских штанах-чулках.

Цитата:

“Миф о споре Латоны и Ниобы, завершившийся тем, что дети Латоны Аполлон и Артемида убили всех детей Ниобы, сформировался во время неолитического резкого снижения смертности и роста народонаселения. Стало выгодно иметь детей поменьше, но получше за ними ухаживать, чтобы в результате они были лучше приспособлены к борьбе за существование
Две женщины поспорили, кто из них достоин бόльших почестей. Ниоба обосновала свои претензии тем, что у нее в семь раз больше детей, чем у Латоны. Обиженная Латона пожаловалась своим детям. А ее детей звали Аполлон и Артемида, они и перебили стрелами всех Ниобидов.
Биологический смысл этого мифа очевиден: лучше иметь немного потомков, но более приспособленных к окружающей среде, которые в конкурентной борьбе будут побеждать более многочисленных, но хуже приспособленных особей.” [Глава 7, Аффилиативное поведение]

Как и в других случаях, автор не объясняет, почему мы должны относить разбираемый миф к эпохе неолита, за исключением необходимости обосновать какую-то его гипотезу.

В исторической науке считается, что наиболее архаичный пласт античной мифологии относится к микенской эпохе, когда “неолитическая революция” была уже далеко позади. При том, что свою окончательную форму античные мифы принимают только в классический период.

Понимать миф так, как толкует его автор, греки не могли. Потому что у них большое количество детей как раз считалось несомненным достоинством. Что касается проступка Ниобы, то и он не представлял для древнего грека никакой загадки. Ниоба нанесла оскорбление богине, а этого не следовало делать, каких бы ты успехов не достиг по человеческим меркам. Миф прямо говорит, что Аполлон и Артемида перебили детей Ниобы, потому что их матери было нанесено оскорбление. А не потому, что те дети были “менее приспособленными к окружающей среде”. Кстати, к какой среде? Неужели боги претендовали на ту же экологическую нишу, что и люди?

В античной традиции есть много мифов о богах, которые наказывали людей за то, что они бросали им вызов, и миф о Ниобе ничем не выделяется из этого ряда.

Закрыть секцию истории и мифологии хочется примером не грубой ошибки, а скорее небрежности. Приводя очередной исторический пример, автор относит жившего в I в. римского императора Отона к XVII в. (со ссылками на Плутарха). Конечно, это можно объяснить простой невнимательностью, но, если уж автор взялся что-то объяснять на исторических примерах, было бы хорошо ориентироваться хотя бы в границах эпох.

Исторические факты искажаются как для соответствия некоторой теории, так и без всякой видимой необходимости, вероятно, в силу слабого знания предмета.

Цитата:

“Тит Ливий пишет (I: 25–26), что на заре истории Рима спор с соседним городом Альбой однажды решали не войной, а поединком трое на трое. Альбийцы выставили трех братьев Куриациев, а римляне – трех братьев Горациев. В живых остался один из Горациев. Он снял с последнего убитого им врага плащ и, торжествуя, направился к своим. Среди ликующих сограждан одна женщина – его сестра – встретила Горация слезами и упреками. Она была просватана за убитого Куриация и сейчас узнала его плащ на брате. Гораций пронзил сестру мечом. Римляне оказались в непростом положении: герой, принесший победу Риму, совершил уголовное преступление, которое наказывалось смертью. Как пишет Тит Ливий, «его оправдали скорее из восхищения доблестью, чем по справедливости». Но убийство сестры не было забыто. Через улицу был перекинут деревянный брус, и Горацию велели пройти под ним как под ярмом. Так возник обычай строить триумфальные арки для встречи армии из военных походов. Проходя под такой аркой, воины очищаются от совершенных ими на войне убийств, которые в гражданском обществе, в мирной жизни, считаются преступлениями. Неслучайно триумфальные арки устанавливали не в центре городов, а на окраинах. Это не только памятники воинской славы, а заставы на границе мирной жизни, в которой неприемлемы многие стереотипы воинского поведения.” [Глава 4, Собственно смещенная активность]

У неподготовленного читателя может сложиться впечатление, что мысль о происхождении триумфальных арок принадлежат самому Титу Ливию. На самом деле это, конечно, не так. Тит Ливий не говорил ничего подобного, потому что это просто неправда.

Триумфальные арки были почти во всех городах Рима, и в большинстве раскопанных мест они сохранились. Самые знаменитые из них – Арка Тита, арка Марка Аврелия, арка Августа, арка Траяна. Ни одна из них не находится на окраине, а последняя так и вовсе расположена на форуме, то есть в самом центре города. Не существовало обычая ставить арку на окраине ни в Древнем Риме, ни после него – любой образованный человек может вспомнить хотя бы знаменитую Триумфальную арку в Париже.

Что касается Тита Ливия, то в своём рассказе он просто приводит легенду о том, как появился “сорориум” или “сестрин брус”, который к арке никакого отношения не имеет. Специалисты по античной истории считают это объяснение “народной этимологией”. На самом деле слово “сорориум” происходит не от слова “сорор” – сестра, а от одного из имён богини Юноны – Сорория. Юнона-Сорория была покровительницей полового созревания девушек, а сам сорориум использовался во время очистительного обряда при первой менструации, что вряд ли могло иметь хоть какое-то отношение к военным подвигам[22].


Цитата:

“В древней Греции при преобладании r-стратегии размножения жизнь детей ценилась невысоко»… «За убийство собственных детей и племянников Геракл был наказан лишь временным служением царю Эврисфею. Там он получил возможность совершить свои 12 подвигов, так что наказание оказалось, скорее, почетным назначением. Сравним, что за убийство взрослого человека – своего друга Ифита – Геракл был осужден на рабство у Омфалы, где не имел возможности совершать подвиги и мужествовать, а выполнял работу по дому, не всегда приличествующую мужчине.” [Глава 7, Аффилиативное поведение]

Автор не понимает, что он говорит о патриархальном обществе. В этом обществе убийство собственных детей (хоть отцом, хоть матерью) вообще не рассматривалось как преступление. Это не противоречит тому, что жизнь собственных детей очень ценилась, а их убийство было исключительным событием, требующим экстраординарной причины. Геракл вообще убивает детей не по своей воле. Гера насылает на него безумие, в результате которого Геракл принимает собственных детей за врагов. Никакого отношения к “стратегии размножения” этот миф не имеет.
28.11.2015 в 22:18

our subject isn't cool, but he fakes it anyway
То же самое относится и к другим мифам о детоубийстве, которые приводит автор. Эти мифы описывают либо крайнюю ситуацию (например, необходимость кровной мести как в случае с Прокной), либо поведение, которое самими греками воспринималось как пример явной девиации (Тантал).


Цитата: (Автор приводит, как он думает, пример потребности в подчинении)

“Афродита, которая хорошо разбиралась в потребностях женщин и системе их приоритетов, посоветовала Гиппомену разбрасывать золотые яблоки во время бега. Аталанта воспользовалась поводом отвлекаться на необычное явление и проиграла состязание.” [Глава 8, Любовь]

Хотелось бы понять, на каком основании автор пытается додумывать мотивацию героини, которой нет в первоисточнике. В буквальном прочтении миф повествует, что Аталанта проиграла из-за своей самоуверенности, полагая, что она успеет и подобрать яблоки, и победить в состязании.

Желание подчиняться не вытекает из контекста всей истории – Аталанта (кстати, её имя переводится с греческого языка как “непоколебимая”) без особых колебаний обгоняла и убивала предшественников Гиппомена. Миф об Аталанте цитируют многие античные авторы, но ни один из них не додумался до приведённого толкования. В сущности, автор пытается найти скрытые мотивы поведения Аталанты, забывая, что перед ним не реальное историческое лицо, а вымышленный персонаж. Рассуждая в подобной манере, можно для любого действия придумать любой мотив.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии