Новый цикл лекций премии «Просветитель» и Политехнического музея (постараюсь ходить, хотя ехать черти как туда: zilcc.ru/contacts/way.php)
01.02.2015
В феврале стартует новый цикл научно-популярных лекций премии «Просветитель» совместно с Политехническим музеем. В течение трех месяцев в одно и то же время (в 19:30) в Культурном Центре «ЗИЛ» будут проходить лекции, посвященные разным областям науки: история, биология, анатомия, физика, космология. Лекторы – известные ученые и авторы книг, ставшие финалистами и лауреатами премии сезона 2014. На лекциях можно будет приобрести книги с автографом писателя. Вход по традиции свободный для всех желающих.
5 февраля. Ася Казанцева (биолог, научный журналист, заместитель главного редактора журнала «Здоровье», лауреат премии сезона 2014 за книгу «Кто бы мог подумать: как мозг заставляет нас делать глупости»).Тема: «Знаменитые психологические эксперименты: что было на самом деле?» читать дальше Некоторые эксперименты XX века стали настолько известными и столько раз пересказывались в популярных изданиях, что давно зажили совершенно отдельной от своих авторов жизнью, оказались окружены мифами и легендами. Лектор расскажет о том, как на самом деле вели себя голуби Скиннера, крыса с педалью для удовольствия, дети, дожидавшиеся маршмеллоу, и другие герои околонаучной поп-культуры.
24 февраля. Ольга Вайнштейн (доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, финалист премии сезона 2014 за книгу «Денди: мода, литература, стиль жизни»). Тема: «Искусство «заметной незаметности»: из истории дендизма». читать дальше Как возник дендизм? Существуют ли современные денди? В этой лекции пойдет речь о денди как культурно-историческом типе, о дендистской традиции. Эта традиция обнаруживает соответствия между разными аспектами – от канонов элегантности и правил светского поведения до гигиены и манеры пользоваться оптическими приборами. Дендизм будет рассмотрен как целостная эстетическая система, соединяющая моду, литературу и стиль жизни.
10 марта. Павел Полян (географ, историк, литературовед, финалист премии сезона 2014 за книгу «Свитки из пепла. Еврейская «зондеркоммандо» в Аушвице-Биркенау и ее летописцы»). Тема: «Свитки из пепла: еврейская “зондеркомандо” в Аушвице-Биркенау и ее летописцы». читать дальше В Аушвице-Биркенау существовали вспомогательные бригады (зондеркоманды), составленные почти исключительно из евреев, которых нацисты заставляли участвовать в массовом, конвейерном убийстве десятков и сотен тысяч других людей - как евреев, так и неевреев. Дьявольская идея подключить к убийствам именно евреев привела к появлению совершенно уникальной группы жертв и свидетелей самих преступлений: вынужденные как-то приспосабливаться к своей «работе», они все же сумели подготовить и осуществить единственное в истории Аушвица восстание 7 октября 1944 года. Феномен зондеркоманд заострил этико-философские противоречия и проблемы исторического осмысления Холокоста до крайности. Нацисты и в страшном сне не могли представить, что евреи из зондеркоманд переживут Шоа. Тем не менее около сотни человек из примерно двух тысяч двухсот уцелели, а несколько десятков – написали о пережитом или дали подробные интервью, да и многие из погибших оставили письменные свидетельства: они были найдены после окончания войны в земле и пепле близ крематориев Аушвица-Освенцима. Эти свитки — бесспорно, центральные документы Холокоста, до недавнего времени совершенно неизвестные в России.
17 марта. Сергей Ижевский (доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и защиты леса МГУЛ, финалист премии сезона 2014 за книгу «Жизнь замечательных жуков» в соавторстве с Лобановым А.Л. и Сосниным А.Ю). Тема: «Чужеземные жуки –званые и незваные гости». читать дальше Расширение межгосударственных связей и, как следствие, – глобализация все чаще и все в больших масштабах ведет к перемещению растений и животных с одной территории на другую. Этот процесс именуется инвазией. В разные годы различными путями проникли в Россию некоторые чрезвычайно опасные жуки: колорадский и кукурузный жуки, ясеневая златка и картофельная коровка. Они наносят огромный ущерб сельскому и лесному хозяйству страны. Чтобы справиться с вредными жуками надо узнавать их «в лицо», знать образ жизни, повадки. В борьбе с ними нам тоже помогают жуки, но уже – полезные: божьи коровки, ризофагус, зигограмма. Рассказам о некоторых жуках-иноземцах и будет посвящена эта лекция.
7 апреля. Борис Штерн *люблю его* (доктор физ. мат. наук, ведущий научный сотрудник ИЯИ РАН, главный редактор газеты «Троицкий вариант – наука», финалист премии сезона 2014 за книгу «Прорыв за край мира»). Тема: «Космология, происхождение Вселенной». читать дальше Лектор расскажет о том, как рак развивались представления человечества о происхождении Вселенной на протяжении последних ста лет: от самых ранних идей и моделей до новейших событий на передовом крае науки.
14 апреля Сергей Яров. (доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и РГПУ им. А. И. Герцена, лауреат премии сезона 2014 за книгу «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»). Тема: «Дома блокадного Ленинграда».
читать дальшеНа лекции будут освещены все стороны повседневного быта ленинградцев. Основное внимание будет обращено на жилища осажденного города. В каких комнатах люди жили, какие муки приходилось им преодолевать в то время, когда дома были заполнены трупами, на что они шли, чтобы оставаться цивилизованными людьми; как была устроена жизнь в квартирах, где ютились истощенные, голодные и замёрзшие люди; как заботились они о своих «лежачих» ближних и родных. Лектор расскажет о том, как ленинградцы готовили еду, какие использовали при этом продукты; чем отапливали комнаты; где спали, какую носили одежду, как её чинили; как оберегали продукты от крыс; чем и как умывались. Освещение этой темы позволит понять, какую чашу страданий пришлось испить жителям города, чтобы и в условиях катастрофы оставаться людьми.
21 апреля. Геннадий Горелик (историк физики, финалист премии сезона 2014 за книгу «Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации»). Тема: «Современная наука и свобода».
читать дальшеРождение современной науки в 17-м веке круто изменило ее историю и географию. В предыдущие века в Европе осваивали научно-технические инновации, родившиеся в других цивилизациях – в Античной, Китайской, Индийской, Исламской. А начиная с 17-го века наука, ускорив свое развитие раз в сто, вплоть до 20-го века стала явлением исключительно европейским. Распространившись по всей Европе – от Италии до Голландии и от Англии до России, современная наука, однако, не нашла себе места в культурах Востока. Ситуация еще более усугубилась с тех пор, как наука стала источником новых технологических изобретений, начиная с изобретения телеграфа (П. Шиллинг, 1832, в России; Ч. Уитстон и В. Кук, 1837, в Англии). Загадка рождения современной науки, связанная с утверждением достоинства и свободы человека, как основной предпосылки развития, дает возможность исследовать судьбы различных цивилизаций и их взаимодействие в мировой истории. Об этом и пойдет речь в этой лекции.