типа конспектаОбласти, занимающиеся культурами соучастия:
/междисциплинарное/
- исследования медиа и коммуникаций
- культурные исследования
- исследования фанатов
- этнография, net-нография, исследование цифровых соо
- социология
- исследование аудиторий
Источники:
- journal of fandom studies
- transformative works and cultures
- participations, journal of audience and reception cultures
Соучастие - это 1. постоянная работа над чем-то новым, 2. эмоциональное участие, 3. практики, производящиеся в совместном действие.
> фанаты
> сообщества
Понятия:
1. массовая культура
2. популярная культура - изучение в том числе и аудитории, например, изучение не только популярной музыки, но и ее слушателей и их интерпретации
3. субкультуры - "Субкультура. Значение стиля" 1989. Что-то резко противопоставленное мейнстриму, принадлежат сравнительно небольшим молодежным группам, легко опознаваемы внешне. Связаны с классовой принадлежностью.
Произошел переход от субкультур к культурам соучастия. Понятие фаната изменилось, их идентичность раздробилась.
Субкультуры тоже изменились, новые культурные формы. Сама рецепция культуры изменилась, фанаты уже делают что-то свое и очень разное, по-разному представляют это и к ним относится. Происходит трансформация изначальных произведений, идет очень активная творческая работа. Важно: сообщество компетентно оценить вашу работу.
Transformative reception - транформирование изначального продукта.
1990-е годы, Генри Дженкинс 1992 "Textual poachers: television fans and participatory cultures". Первое применение термина, этнография производителей фандомного контента. Исследование запечатлело зачатки этого движения на пороге появления интернета. Кроме прочего обсуждение стигмы в отношении фанатов.
К.С. появляется в эпоху развитых медиа.
Черты:
- любительское производство (вы можете быть и профессионалом, но все равны и все любители)
- бескорыстный характер работ (хотя коммерциализация есть, но в основном это делается для себя, для удовольствия, для саморазвития)
- существование внеофициальных иерархий, есть мейнстрим, а эти зоны маргинальны, есть большой барьер, отгораживающий "любителей" от тн "профессионалов", в К.С. этого барьера нет
- аффиктивный характер, это зона, где люди занимаются тем, что они очень любят; область реализации эмоций; имеющиеся культурные практики не используют огромный потенциал, и это видно по творчеству К.С.
- укорененность культурных значений в коммуникации сообществ, то есть внешнему человеку не обязательна будет понятна проблематика и ценность, важность локального контекста
AO3 - Archive of our own
международный некоммерческий архив, его появление стало ответом фанатов на некоторые неприятные тенденции. Пытались капитализировать это пространство за счет авторов, 2008-9 г. Миллион зарегистрированных пользователей, 100к сборов ежегодно.
/лекторша цитирует Сперанцу, а-а-а /
~ сообщество воображения ~
сейчас в ученом сообществе уже не принято называть это "эскапизмом". Майкл Сэлер As If, много внимания удиляет первому фандому - Шерлок Холмс. Уже к началу 20 века уже всё существовало, коммуникация фандома и автора и внутри фандома. В целом популярная литература (и кино) становится местом, где люди совместно разыгрывают что-то, имеющее отношение к воображению. В модернистском мире господствует рациональность и реализм, и массовые жанры заполняют нишу, где господствует воображение: фантастика, фентези, детектив. И вместе с ними меняются стратегии их чтения. В фантастической литературе появляются специальные журналы, где читатели дискутируют, и жанры уже вырабатываются в совместном общении автора и читателей. Это новый способ видеть реальность.
- расчленить любимый канон, рассмотреть его по частям и соединить воедино (аналитическая работа)
- создать верибельные образы (воображение)