[от статьи стало тоскливо, потому что я - человек, совершенно к чтению не склонный и не приученный, а тут такие интресные семейные модели описаны... можно было бы такое и с друзьями проворачивать, на самом деле. потому что мне совершенно не достаточно "диалога" с книгой (или любым другим объектом искусства), мне надо кому-то передать впечатления, переварить, проговорить. а некому. и я еще по натуре и не пишущий человек, поэтому вечная мечта "вести дневник для рецензий" - тоже не ко мне. так и живем...]

ЧИТАТЬ? А ЗАЧЕМ?
smartpowerjournal.ru/280715/

У Довлатова есть такая история, как кто-то, отчаявшись, что ребенок не читает, воскликнул: «ну как можно жить, не читая «Преступление и наказание»!» — получил мгновенный ответ от художника и остроумца Вагрича Бахчаняна: «Можно. Вот Пушкин не читал Достоевского — и ничего». Можно не читать «Преступление…», скажу шепотом: «Можно и Пушкина не читать», потому что не в чтении дело — а в открытости к диалогу с миром, в желании выйти за пределы своего представления о жизни, в желании понять другого.

Затрудненность общения с миром — одна из причин того, что люди не читают одинаково: и родители, и дети. Но взрослых это почему-то не очень пугает. Как не пугает их почти повсеместная отторгнутость от искусства по всем фронтам. Оправдания, что, мол, работа, времени нет, уже все прочитал и посмотрел, а сейчас читать–смотреть нечего, и как самое благочестивое оправдание, что все это суета и тлен — не принимаются. Эта добровольная отгороженность — существенная проблема современного массового сознания.

Дети в отношении к внешнему миру просто реализуют модель поведения родителей. Я не знаю ни одной семьи, где родители бы читали всегда, а дети вдруг почему-то — нет. Так не бывает. И не только потому что у ребенка в памяти запечатлевается с младенчества образ человека с книгой, и ему уже никуда не деться от тех же книг, а потому что чтение — это внешний знак общения с миром, открытости ему, познания его. Современному же массовому сознанию ни общение, ни открытость, ни познание в большом смысле не нужно. Я не говорю об информационном шуме, повсеместном и неотвязном, только совсем уж наивными людьми воспринимающимся как открытость — я говорю о направленном познании, выстроенном, с точным вектором, когда более или менее точно знаешь, куда ты хочешь придти, как говорила Алиса.читать дальше