Психофизиолог Илья Захаров — о том, как ваш мозг вас обманывает

The Village выясняет, как тренировать извилины, чем полезны RPG-игры и как учёные могут объяснить существование интуиции, предчувствий и счастливых совпадений.

www.the-village.ru/village/city/city-news/21835...

В рубрике «Что нового?» мы встречаемся с врачами, учёными, специалистами в своих областях, чтобы выяснить, как меняется та или иная область знания, которая влияет на жизнь горожан.

В новом выпуске мы выясняем у научного сотрудника лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО и сооснователя сообщества Neurofuture Ильи Захарова, почему тысячи учёных по всему миру кинулись изучать мозговые извилины, узнаём, как можно прокачать свой мозг, радуемся, что нервные клетки всё-таки восстанавливаются, и передаём привет Виктору Олеговичу Пелевину, которому бы наверняка очень понравилось это интервью.

О буме изучения мозга


— Когда я искала человека, который сможет объяснить, как устроен мозг, выяснилось, что его изучением занимается огромное количество людей из совершенно разных научных областей.

— Это сейчас так принято. Когнитивная наука включает в себя шесть больших областей: философию, психологию, математику, биологию, информатику и лингвистику. Мозгом сейчас в разной степени занимаются все —кроме, наверное, физиков.

— А чем именно вы занимаетесь?

— Эта лаборатория (лаборатория возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования. — Прим. ред.) занимается возрастной психогенетикой, то есть исследованием детского развития. Я занимаюсь изучением когнитивных (познавательных) функций: как они выражены в мозге и как показатели работы мозга отличаются у разных людей. Ещё мы сейчас работаем над проектом по изучению «математической тревожности»: пытаемся выяснить, почему кому-то даётся математика, а кому-то не даётся. Для проведения этого исследования нам нужны 400 близнецовых пар, поэтому, если вы близнецы или двойняшки в возрасте 17–25 лет, пожалуйста, приходите участвовать. Вообще, психогенетика занимается изучением влияния генетики и среды на когнитивные различия. Кроме того, в МГУ в лаборатории психфака я доделываю работу по зрительным (оптическим) иллюзиям.

— Кажется, что во второй половине ХХ века все кинулись изучать мозг, и сейчас это чуть ли не самая модная тема исследований. С чем это связано? Учёные получили какие-то новые инструменты?

— Мозг пытались изучать всегда, начиная с Древней Греции. Древние греки думали, что мозг нужен, чтобы производить сопли или охлаждать кровь. Они вскрывали черепа или изучали больных, которые, например, ударились головой. В Средние века изучение мозга было запрещено, но находились безумцы, которые незаконно выкапывали трупы на кладбищах и вскрывали их. Активно занялись изучением мозга после мировых войн, когда появилось множество людей с поражением головы. В начале ХХ века появилась энцефалография, которая изучает электрическую активность мозга, потом стали появляться методы по изучению мозга без проникновения. Сейчас уже разработаны безвредные методы, которые позволяют смотреть, где, как и что работает в мозге здорового человека. Такие методы сегодня — норма даже для психологических исследований. В нашей стране этого чуть меньше: у нас больше разговоров о том, что психика не может быть сведена к работе мозга, что это что-то более сложное.

О том, как наш мозг меняется
читать дальше