Как Джосс Уидон ушел из твиттера
www.kinopoisk.ru/blogs/vintik/post/4373/ (нежно любимый мною критик Злобустер)
Любая знаменитость прежде всего человек. И если доводить человека до ручки, он в какой-то момент скажет «спасибо, дальше без меня». Некрасивая история с режиссером «Мстителей», начатая на съемках сиквела, заканчивается его уходом из твиттера.
Некоторые могут найти далее спойлеры, так что предупреждаю: дальше вот этой картинки не заходите. если не смотрели «Эру Альтрона».«Спасибо всем, кто был ко мне добр, спасибо за веселье и за вдохновение», — такова последняя запись Джосса в твиттере. Причины, по которым режиссер покинул социальную сеть (в которой он зарегистрировался не так уж и давно), не сообщаются, но понять их несложно.
Достаточно взглянуть на вот такую картинку с реплаями.
Переведу некоторые из них.
«Мастер мизогинии».
«Я сделаю все, что в моих силах, чтобы уничтожить твою карьеру, как ты уничтожил персонажа Наташи Романофф, ты, говнюк»
«Нефиг жаловаться на сексизм в других фильмах, если не в состоянии справиться с ним в своих фильмах»
«Ненавижу тебя и твои сексистские сценарии»
«Спасибо, что извратил Наташу Романофф, ты, коновал»
«В твоем словаре есть понятие „сильный женский персонаж“?»
С автором последнего твита мне бы хотелось встретиться лично и ткнуть его в сериалы «Баффи — истребительница вампиров», «Светлячок» и «Кукольный дом». Повозить носом по комиксу Astonishing X-Men. Заставить посмотреть фильм «В твоих глазах». Уидон как раз умеет великолепно выписывать женские персонажи. От Баффи до героини Зои Казан в минималистком проекте «В твоих глазах», Джосс Уидон всегда выписывал женщин с любовью.
Не знаю, кем надо быть, чтобы этого не видеть.
Недавно Уидон написал в твиттере, что считает сексистским фрагмент из «Мира Юрского периода», в котором герой Криса Пратта выделывается перед героиней Брайс Даллас Ховард. Дескать, пахнет семидесятыми. Но спустя несколько дней режиссер взял свои слова обратно: «Не стоило твитить об этом. Я обычно не обсуждаю чужую работу в негативном свете. Это неправильно, не по-джентльменски».
Когда же боевик «Мстители: Эра Альтрона» появился в американских кинотеатрах, на режиссера обрушилась волна негатива. Уидона обвиняли в самых разных грехах —
Я ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮ, ЧТО ЗДЕСЬ СПОЙЛЕРЫ, ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ
читать дальше
- от отношения к героине Скарлетт Йоханссон, до судьбы Квиксильвера. Что касается истории с Черной Вдовой, то до многих она дошла как испорченный телефон. Рассказываю, что было на самом деле.
Крис Эванс и Джереми Реннер давали очередное интервью. В самом начале журналистка спрашивает актеров, что они думают о Наташе — она вроде бы флиртовала и с кэпом и с Хоукаем, а в итоге крутит роман с Брюсом Бэннером. «Она потаскушка», — резюмирует Реннер. Эванс заливается смехом: «Натуральная шлюха!» «Да у нее вообще нога искусственная» — комментирует чуть позже Реннер.
За свои слова актеры уже принесли извинения — мол, виноваты, устали, за слова свои уже не отвечаем. Интернет разделился: кто-то осуждал, кто-то говорил, что следует расслабиться и перестать воспринимать серьезно все комментарии актеров.
У меня вопрос к журналистке: почему девушка решила, что у Вдовы были какие-то отношения с Клинтом Бартоном, если они явно боевые друзья, или же со Стивом Роджерсом, с которым она хоть и целовалась, но для отвода глаз слежки (см. «Первый мститель: Другая война»). Вот в этой ситуации я перекладываю всю ответственность на девушку из Digital Spy, которая брала интервью. Вопрос задан некорректно, а на некорректно заданный вопрос можно получить некорректный ответ — это как пить дать.
И вот эту ситуацию со слатшеймингом (у нас такого словообразования нет, идет аналогия с «фэтшеймингом», то есть «стыдить за жир», но в данном случае вместо жира слово «шлюха») интернет как-то ловко перенес с Эванса и Реннера на Уидона.
На мой взгляд Наташа Романофф — один из крутейших персонажей среди Мстителей. Это она развязывает язык Локи в первом фильме и вытаскивает план его действий, несмотря на жуткие оскорбления. Она же закрывает портал, из которого лезет инопланетная нечисть. В «Другой войне» она проникает к Александру Пирсу, главе «Гидры», под маскировкой, которая может уничтожить ее. Черт побери, Наташа успокаивает Халка — никто, кроме нее не в состоянии привести Брюса в чувство! Да и вообще, если подумать — она сражается наряду с супергероями и ни разу не отступает, будучи довольно хрупкой девушкой. (правда, по комиксам она примерно как Кэп, и чуть ли не старше его)
Если ей хочется флиртовать с кем-то из команды — а почему бы и нет? Какое вообще кому до этого дело? Спит же Тони Старк с моделями, несмотря на Пеппер, кто устраивал скандал по этому поводу? Здесь, конечно, все просто: вмешиваются гендерные стереотипы, по которым мужчина может менять партнерш, сколько хочется, и будет числиться бабником и ловеласом. На женщину в такой же ситуации навешивают ярлык «шлюха» и «потаскуха». Эй, Джереми, Крис! Звонил двадцать первый век, просил передать, что женщины изменились!
Однако на этой неделе Реннер подлил масла в огонь.
В шоу Конана актер заявил, что это «разумеется, была глупая шутка». И что у него после нее начались проблемы — проблемы в интернете. «Интернет теперь важен, знаете ли». Конан шутит: «Интернет — совершенно новое изобретение, захватывает Америку». «Мне задают вопрос: Черную Вдову романтически связывают с Хокаем, Железным человеком, Брюсом Бэннером, капитаном Америка. Что вы об этом думаете? Я думаю, она потаскушка! Мы же говорим о выдуманном персонаже, выдуманном поведении. Но. Если ты переспала с четырьмя или шестью Мстителями, то, несмотря на то, как тебе было клево, ты все равно потаскушка». Далее Джереми добавляет: «Да и я бы таким был».
Окей, чувак, мы поняли: ты осуждаешь людей (даже выдуманных) с бурной сексуальной жизнью. Двигаемся дальше.
Скандал с Черной Вдовой набирал обороты, когда выяснилось, что мерчендайз (сопутствующие фильму товары), выпускаемый Disney к релизу вторых «Мстителей», не включает в себя изображение Наташи Романофф. Обвинения посыпались в сторону Disney, поскольку компания всегда очень строго контролирует мерч. Но отсутствие Скарлетт Йоханссон на футболках, кружках, упаковках лимонада и прочих товарах на самом-то деле объясняется проще: заказчики отказываются от образа Черной Вдовы. Мамы не купят мальчикам футболки с ней, а Тор, капитан Америка, Железный человек и прочие бравые парни смотрятся лучше. Если фигурки продаются плохо, магазины не будут их заказывать.
Такая же история была с выходом «Стражей Галактики» — мерчендайз с изображением Гаморы (отдельно) практически отсутствовал. В специальных магазинах Disney на прилавках одни принцессы, но попробуйте найти фигурку Наташи или Гаморы — у вас ничего не получится, как у меня не получилось три недели назад в Анахайме. Девушки не продаются.
Хотя у меня, например, сложилась вот такая полка с барышнями. st.kp.yandex.net/images/blog_kp/1430853057_p19k...
Но вернемся к «Мстителям». Некоторые феминистки вменили Уидону в минус сцену, в которой Наташа со слезами на глазах признается, что не может иметь детей. «Разве мы не дошли в наше время до той точки, когда одинокая женщина-супергерой может спокойно заниматься своим делом, не стеная о том, как ей не придется быть матерью?» — пишет Сара Стюарт в блоге «Женщины и Голливуд». Там вообще здоровое письмо о том, как автор разочарована Уидоном и почему студия не смогла заполучить на пару дней Гвинет Пэлтроу и Натали Портман (эта претензия очень смешная: такие вещи зависят от договоров с актрисами).
Мне бы хотелось напомнить госпоже Стюарт, что прелесть феминизма как раз состоит в том, что женщина может выбирать, что ей делать. Рожать или не рожать. Готовить или не готовить. Работать или не работать. И почему Наташа Романофф не может хотеть детей? Почему нет? Может, конечно. И может расстраиваться из-за стерилизации, которая полагалась ей как будущей шпионке. И трагедия ее героини как раз в том, что она могла бы быть и шпионом и материю и женой — и преуспеть во всех ипостасях. И как раз поэтому обвинения в мизогинии — последнее, что можно предъявить Уидону.
Та сцена в доме Клинта, где мы знакомимся с его женой и детьми, а Мстители зализывают раны, показывает нам Наташу с совсем другой стороны. Она настоящая подруга семьи Бартон, а не просто боевая подруга Хоукая. Она знает их привычки (»Да вы все равно на кухне едите»), подшучивает, что третий ребенок получится Натаниэлем, а не Наташей (»Предатель!»). Как ни странно, эта сцена, считающаяся многими критиками одной из лучших в фильме, чуть не оказалась за бортом. И тут я перехожу к подкасту Джосса Уидона для журнала Empire.
Сейчас, когда Уидон начинает отделяться от вселенной Marvel, он все отчетливее и громче выражает свои мысли о компании и о работе над фильмом. Обычно режиссеры не сообщают подробностей съемок, если не хотят поссориться со студией, но Джоссу уже видимо все равно.
Как сообщил режиссер, чиновники Marvel были не в восторге от сцены на ферме, ровно как и от видений, которые насылает Алая Ведьма на Мстителей. Вместо этого, студия настаивала на включении сцены с Тором и профессором Эриком в пещере, которую Уидон не хотел снимать. «Видения не были среди их фаворитов, как и сцена на ферме, но я бился за их сохранение. С пещерой ситуация обернулась так: они приставили пистолет к голове фермы и велели выбирать — или ферма, или пещера. Конечно, цивилизованным путем. Я уважаю этих ребят, они все творческие люди, но именно тогда все стало очень неприятно».
По словам Уидона, в пещере был снят дополнительный материал, но большая часть его оказалась на полу в монтажной (образно говоря, конечно).
Кроме этого, режиссер настаивал на появлении в финале капитана Марвел (актриса на эту роль пока не найдена) и Человека-паука. Увы, Marvel и Sony сумели договориться насчет последнего только в феврале этого года, когда что-то менять в финале «Мстителей» было уже поздно.
Пытаться отстаивать свое видение фильма — не сложно, а очень сложно. Особенно будучи режиссером многомиллионной франшизы. «Эра Альтрона» в итоге получилась не совсем тем фильмом, которого ждали многие зрители. Герои — уставшие люди, устало пытающиеся поддерживать шаткое равновесие в мире и совершающие ошибки. В каком-то смысле это самый человечный фильм Marvel на сегодняшний день.
А теперь вкратце подвожу итог.
1. Джосс Уидон любит женщин, и все обвинения в мизогинии — в голове у обвиняющих.
2. Женщины до сих пор не являются движущей силой фильмов, основанных на комиксах. В том числе и потому, что плохо продается мерчендайз.
3. Шутки про шлюх в наше время не комильфо.
4. Уидон ушел из твиттера, потому что интернет его добил. Поднять такое кино, а потом выслушивать гадости? Увольте. Он живой человек.
5. Студии всегда будут настаивать на своих версиях фильмов. Что на самом деле хотел снять режиссер, порой останется тайной за семью печатями.