Изнасилование. Женщины: адаптация к роли жертвы

Авторка: Accion Positiva
womenation.org/rape-and-adaptation-to-a-victim-...

Есть мнение, что женщины принимают роль «вечной жертвы», чувствуют в ней себя вполне удобно и даже пытаются рентабилизировать эту роль. Есть мнение, идущее несколько дальше: женщинам нравится роль жертвы, и они сами воспитывают агрессоров. На мой взгляд, эти мнения представляют собой «тенденциозное оформление» того факта, что женщины в системе сексуального насилия (как части гендерного насилия) действительно адаптируются к роли жертвы, рационализируют ее, отказываясь даже от идеи сопротивления, и воспроизводят ее (в научении ей дочерей, воспитание которых становится, как правило, передачей собственного травматического опыта, что страшно уже само по себе).

Формирование женской субъективности осуществляется в терминах страха за собственную жизнь и безопасность, то есть под влиянием постоянной негласной угрозы сексуального насилия, так как физическое и вербальное насилие в отношении девочек и женщин всегда сексуализировано.

Откуда в нас столько страха, и почему мы даже не осознаём его и тем более — не пытаемся его преодолеть?
Аксиома женского физиологического несовершенства и необходимости «вмешательства» для контроля и совершенствования женского тела.

В общественном сознании женское тело понимается как комплекс проблем, которые необходимо постоянно решать, а также постоянно следить за тем, чтобы эти проблемы не возникали вновь. От природы женское тело плохо приспособлено или совсем не приспособлено к социальным ожиданиям в его отношении, поэтому формирование и дисциплинирование женского тела comme il faut должно стать делом жизни каждой из нас. Именно поэтому в становлении субъективности девочек главную роль играют дисциплинарные практики, направленные на формирование тела, внешний вид и движения которого можно бы было социально определить как «женское», «женского пола», то есть маркировать, специально выделить и, при необходимости, стигматизировать, при этом «телесность» и «сексуальность» — синоним и рамки «женского», соответственно — общественный маркер и стигма.

Человеческое тело никогда не существует «просто так», оно существует как таковое и имеет смысл только в социуме, и прежде всего оно выступает как средство невербальной коммуникации. Тело сообщает, выражает определенную идею. Идея, выражаемая с помощью «женского» тела — это идея нахождения-в-распоряжении и функциональной пригодности. Дисциплинарные практики, применяемые к девочкам/женщинам (т.к. дисциплинирование продолжается в течение всей жизни), разделяются на три категории:

1. Направленные на достижение желаемых размера и конфигурации тела («фигуры», буквально)

читать дальше

2. Направленные на заучивание желаемых жестов, поз и способов передвижения

читать дальше

3. Направленные на научение демонстрации тела как декоративной поверхности.

читать дальше