моя лекция с НПГБТ-2014Влияние сексизма на жизнь ЛГБТКИА-людей
лекция (прочитана на “Неделе против гомофобии, бифобии и трансфобии 2014”)
Краткое содержание: обзорная лекция, в которой будут затронуты такие вопросы как "невидимость" лесбиянок, активное стирание идентичности бисексуалок, трансмизогиния, состояние "между двух огней" у транс мужчин, разная степень доступности гендерных идентичностей типа "гендерквир" для людей с мужским и женским акушерским полом.
-------------------------------
Сначала о том, что я буду иметь в виду, говоря о сексизме. Сексизм - это социальная система связанных с полом и гендером представлений, приводящих к предвзятому и дискриминационному отношению, а также само это отношение.
При этом, социально закрепленные представления о гендере таковы, что мужской гендер подразумевается как “общечеловеческий” или гендер по умолчанию, женский - как особый случай или исключение, а все остальные гендеры - как вообще фантастистические случаи, не достойные рассмотрения.
Понятие сексизма также тесно связано с андроцентризмом, а именно с предпочтением черт и характеристик, маркированных как мужские или маскулинные в данной культуре, чертам и характеристикам, маркированным как женские или фемининные в данной культуре, - и если речь идет об отношении к человеку, то предпочтение это отдается вне связи с действительным гендером человека.
Примерами андроцентризма могут быть:
- ожидание того, что мальчики и мужчины не смогут заинтересоваться фильмами, книгами, комиксами, сериалами и другими произведениями, которые сосредоточены вокруг женских или фемининных персонажей - в сочетании с представлением о том, что произведениями, сосредоточенными вокруг мужских или маскулинных персонажей могут заинтересоваться все (существуют понятия “женской литературы” и “женских сериалов”, но нет аналогичных понятий для мужского гендера. И для всех других гендеров, но уже потому, что им современные культурные установки отказывают даже в существовании).
- представление о том, что хобби и профессии, которые маркируются как маскулинные, серьезнее и важнее тех, что маркируются как фемининные;
- предположение о том, что главные зрители и читатели - мужчины (желательно, цисгендерные, гетеросексуальные, среднего класса, титульной для страны национальности, но это уже не так важно), т.н. “мужской взгляд”.
- языковой мужской род как род по умолчанию, а также существование большого количества феминитивов, у которых негативные конотации или сниженное/пренебрежительное оценочное значение появляется
именно из-за того, что они подразумевают фемининность (“истеричка”, “врачиха”, “командирша”, да и просто “баба”);
- обозначение объединений женщин как принципиально иных явлений по сравнению с аналогичными мужскими объединениями (так, нет соревнований по мужским и женским шахматам, мужскому и женскому футболу; есть “соревнования по шахматам” и “соревнования по женским шахматам”, “соревнования по футболу” и “соревнования по женскому футболу”).
читать дальшеСексизм является культурной нормой в доминирующей культуре, и поэтому его легко усвоить, не прилагая никаких усилий. Но чтобы его устранить, нужны существенные усилия, и для начала нужно его хотя бы просто видеть. Я предлагаю вам свое общее видение ситуации.
Сексизм оказывает влияние на лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, интерсексуалов, асексуалов как снаружи ЛГБТКИА-сообщества, так и изнутри него.
Гомофобы часто используют слово “геи” как синоним ЛГБТ, потому что в патриархатной культуре мужская гомосексуальность воспринимается как наибольшая “опасность”. К сожалению, тот же перекос внимания есть и у тех, кто не являются гомофобами, и у самих ЛГБТИКА. Иногда это проявляется уже в используемой лексике (то же синонимичное использование аббревиатуры ЛГБТ и слова “геи”). Часто этот перекос совершенно не рефлексируется потому, что у представителей сообщества просто не хватает сил и времени на то, чтобы не только реагировать на самое громкое и заметное давление со стороны доминирующей культуры, но и анализировать общую картину.
---------------
Небольшое уточнение к дальнейшей части лекции: я буду очень стараться использовать фразы “люди, воспринимаемые внешне как мужчины” и “люди, воспринимаемые внешне как женщины”, потому что это именно то, что я имею в виду. Но я не уверена, что мне удастся совсем не сбиваться на использование вместо этого слов “мужчины” и “женщины”,
----------------
Часто встречает утверждение о том, что внимание ЛГБТ-движения акцентируется в первую очередь на проблемах геев и бисексуалов, потому что, в основном, только для них гомофобия представляет угрозу физическому здоровью и жизни.
На самом деле, физическая агрессия в адрес людей, воспринимаемых внешне как женщины, просто мене заметна для людей, воспитанных в доминирующей культуре потому, что имеет другие проявления: домашнее насилие, корректирующие изнасилования, сексуальные домогательства. Но обычно, говоря об угрозе физическому здоровью, в полном соответствии с принципом андроцентризма, подразумевают физическую агрессия от незнакомых людей на улицах и на акциях. Это как раз тот тип насилия, с которым сталкиваются люди, воспринимаемые внешне как мужчины.
С этим видом физической агрессии мужчины, действительно, могут сталкиваться чуть чаще. Опять же в силу сексизма доминирующей культуры. И если связывать общую опасность именно с этим видом открытого проявления агрессии, то для людей, внешне воспринимаемых как женщины, создается замкнутый круг. С одной стороны, на женщин лишний раз не нападают в конфликтах потому, что женщин не воспринимают как важных (и потому представляющих опасность) участниц. С другой стороны, по нормам доминирующей культуры, которые усвоили как гомофобы, так и ЛГБТ-сообщество, запоминают и придают значение тем, кто непосредственно участвует в физическом столкновении. А принимать в нем непосредственное участие приходится как раз тем, кого внешне воспринимают как мужчин, потому что именно их извне считают наиболее опасными и заслуживающими внимания - просто потому, что они являются мужчинами по представлениям патриархатного общества. По этой логике людям, которые внешне воспринимаются как женщины, никогда не стать заслуживающими внимания. И к сожалению, использование такой же сексистской цепочки доводов не всегда отслеживают у себя и сами ЛГБТИКА.
Наверное, по этой логике проблемы женщин и тех, кто воспринимаются внешне как женщины, могли бы получить свою долю внимания, если бы учитывались гендеризованные, отведенные специально для женщин виды насилия.
Правило доминирующей культуры “Не бить женщин” существует, в основном, в пространстве мифического. Из этого правила есть очень много исключений. Почти все они связаны с тем, что “женщины” из формулировки данного правила - это те, кого таковыми считает патриархатная культура. Даже женщинам, находящимся в отношениях с мужчинами (гетеросексуалкам, бисексуалкам, асексуалкам, лесбиянкам - не важно), очень редко удается попасть в эту категорию, если судить по статистике домашнего насилия в России и в мире. Согласно этой статистике, в России 36 тыс. женщин ежедневно терпят побои от мужа или любовника и 12 тыс. женщин ежегодно погибает в результате домашнего насилия. По мировой статистике, половина всех убитых женщин гибнет от рук мужа или любовника.
А уж когда женщина явно не гетеросексуальна или не цисгендерна, ее еще реже считают женщиной по патриархатному определению.
Другим видом гендеризованного насилия являются изнасилования - и вид изнасилований специально для негетеросексуальных женщин, - “корректирующие изнасилования”. Каждая пятая женщина в России подвергается изнасилованию или попытке изнасилования. Количество изнасилований, совершенных за год, в России оценивается в 30-50 тысяч. Негетеросексуальность женщины - это просто еще один дополнительный фактор, который насильники воспринимают как “призыв к изнасилованию”. Также “корректирующие изнасилования” совершают в отношении транс мужчин и асексуалок - по тому же поводу: в патриархатной культуре их воспринимают как “женщин, которых надо исправить”.
Те представления, которые используют для оправдания изнасилований, широко распространены в доминирующей культуре и воспринимаются как “нормальные”: о том, что изнасилования - это вид секса; что тело женщин обязано доставлять мужчинам удовольствие (как минимум, эстетическое); что без сексуального внимания мужчин женщина неполноценна.
Для асексуалок обостряются и усиливаются проблемы, связанные с нормативными представлениями о женской сексуальности. И в условиях давления со стороны доминирующей культуры им становится еще сложнее, чем другим женщинам, осознать хотя бы для себя (не говоря о том, чтобы донести до других) то, что их насилуют (то есть занимаются с ними сексом без их явного, добровольного и информированного согласия). Их партнеры и партнерки легко могут опираться в своем манипулировании (осознанном или неосознанном) на культурные нормативные установки: о том, что сексуальность женщины определяется ее партнером; о том, что большинство женщин не выражают или не должны выражать интерес к сексу (а значит, и согласие на него); о том, что всем людям (или только мужчинам - в зависимости от точки зрения) нужен секс; о том, что в значительной мере ценность женщины как человека основывается на ее сексуальной привлекательности. Если в отношениях участвуют две женщины, эти усвоенные представления никуда не исчезают, их влияние просто становится сложнее заметить.
Среди причин, по которым проблемам женщин и тех, кто внешне воспринимается как женщины, уделяется меньше внимания, кроме меньшей воспринимаемой угрозы физического насилия часто указывают и то, что женские гомосексуальность и бисексуальность в доминирующей культуре считаются более “приемлемыми”, чем мужские. На деле это означает то, что женские гомосексуальность и бисексуальность не воспринимаются как устойчивые и “представляющие опасность” в патриархатной картине мира явления, а так же то, что эти виды женской сексуальности активно фетишизируются гетеросексуальными мужчинами и “мужским взглядом” фильмов, сериалов, рекламных постеров и клипов.
Проще говоря, доминирующая культура вообще отказывает в существовании женским гомосексуальности и бисексуальности. Но проблемы для женщин, вызываемые гомофобией, при этом никуда не исчезают. Как бы доминирующая культура не воспринимала эти виды сексуальности женщин и по каким бы причинам она это не делала, проблемы остаются на месте: экономические, психологические, юридические, эмоциональные и просто бытовые. Но в довершение к ним, еще и само ЛГБТКИА-сообщество уделяет проблемам женщин меньше внимания или обесценивает их. В полном соответствии с принципом андроцентризма общими для ЛГБТ-сообщества считаются проблемы циссексуальных мужчин, а те проблемы, которые возникают по большей части у женщин и тех, кто в доминирующей культуре воспринимаются как женщины, считаются особыми случаями. Грубо говоря, проблемы, возникающие, в основном, у цисгендерных мужчин считаются проблемами ЛГБТ-сообщества, потому что эти мужчины являются частью ЛГБТ-сообщества. И это прекрасно! Но хотелось бы и обратной ситуации. Чтобы проблемы всех остальных тоже считались проблемами ЛГБТ-сообщества, а не специфическими проблемами этих самых “всех остальных”. Хотя бы, для начала, чтобы они считались проблемами ЛГБТ-сообщества самими “всеми остальными”.
Также сексизм серьезно влияет на процесс гендерного самоопределения транс женщин и транс мужчин. Для транс мужчин поиск своего гендерного выражения происходит в условия полномасштабного внешнего сексизма и интернализированных сексистских представлений. Очень сложно быть тем мужчиной, которым хочешь, когда приходится доказывать окружающим и зачастую самому себе, что ты точно не женщина. В итоге даже те фемининные черты и интересы, которое общество и сам человек “простили” бы цисгендерному мужчине, приходится подавлять или скрывать.
Аналогичное подавление или сокрытие маскулинных черт и интересов случается у транс женщины. Также даже само транс сообщество зачастую предъявляет к ним еще более невыполнимые требования сексуальной привлекательности, чем к цис женщинам. Дополнительное давление оказывает и то, что в число необходимых признаков “женскости” попадают сексисткие психологически калечащие представления: запрет на открытое выражение агрессии и гнева, обязательное выполнение эмоционального обслуживания окружающих, растворение своей личности в партнерах и детях. Свести к минимуму влияние этих представлений транс женщинам еще сложнее, чем цис, потому что информация и выражение обеспокоенности со стороны окружающих могут будут восприниматься, как (и главное, часто действительно содержат в себе) непризнание идентичности транс женщин, а мысли самой женщины об этом могут оцениваться ею самой как доказательство того, что в глубине души она “ненастоящая” женщина.
Влияние сексизма на людей, гендерная идентичность которых даже по формальным признакам не укладывается в патриархатные бинарные представления (бигендеров, агендеров, гендерквир, шимейл, нейтро и т.д.), во многом схоже с тем, которое испытывают на себе те, кто хотя бы по названию своей идентичности вписывается в бинарную гендерную систему. При этом лично мне кажется (по моей довольно большой, но совершенно не репрезентативной выборке знакомых), что среди людей с небинарной гендерной идентичностью больше людей с женской первичной социализацией. У меня есть гипотеза, по которой облегчение процесса принятия небинарной гендерной идентичности для людей с женской первичной социализацией является побочным эффектом выботки у них защитных механизмов против сексизма в культуре.
Из-за андроцентризма историй, которые с первых дней жизни слышит ребенок, ей/ему становится легче идентифицироваться с героем мужского пола и обнаруживать в себе те качества, которые культурно маркированы как маскулинные. Более того, очень многие общечеловеческие положительные качества одновременно считаются и обязательными признаками мужественности: настойчивость, любознательность, целеустремленность, умение рисковать и - мужество. Для мужчин в патриархатной культуре это однозначно положительные качества. Для женщины - меняют свой знак в зависимости от момента. (Есть такие картинки, на которых можно увидеть движение в одну или в другую сторону, просто подумав об это направлении. Знак оценки перечисленных качеств у женщин меняется точно также для одного и того же человека.) То эта женщина хороший человек, “почти как мужчина”, то она - “почти как мужчина” (!), и поэтому “плохая” женщина, и поэтому не очень приятный человек.
Признание наличия в себе “мужских”/маскулинных черт (даже тех, которые и в патриархатной культуре воспринимаются отрицательно) в сочетании с интернализированным сексизмом могут заметно повысить самооценку человека с женской первичной социализацией, особенно после смены гендерной идентификации с “женщины” на какую-нибудь другую.
Для людей с мужской первичной социализацией ситуация обратная. При такой социализации идентификация с “чертами другого гендера” обозначается однозначно - как явление нежелательное или “нездоровое”. Никаких других вариантов в патриархатной культуре нет - или все черты человека маскулинные, или “никакой он не мужчина”. Поэтому для людей с мужской первичной социализацией процесс становления гендерной идентичности может отягощаться тем, что как сами эти люди, так и окружающие будут обесценивать или негативно оценивать фемининные качества, которые человек постепенно начинает осознавать в себе и проявлять.
Я бы очень хотела, что этому, а также другим затронутым в лекции вопросам чаще уделяли внимание, чтобы на русском языке были статьи и обсуждения и чтобы сексизм перестал быть нормой в ЛГБТКИА-движении.